9 июля 2012 года на сайте Верховного Суда РФ (https://www.vsrf.ru) опубликован Обзор судебной практики рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.28 Кодекса РФ Об административных правонарушениях «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица». Данный обзор интересен тем, что наглядно демонстрирует, что в случае дачи взятки или совершения коммерческого подкупа привлечению к ответственности подлежит не только виновное физическое лицо, но и организация, в интересах которой действовал взяткодатель.
Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», известен давно. Однако в последние несколько лет в данную статью несколько раз вносились изменения и дополнения, в том числе – был введен пункт 5 Примечания, который установил основания для освобождения юридического лица от административной ответственности (таких оснований два: 1) юридическое лицо освобождается от административной ответственности, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением; 2) либо в отношении данного юридического лица имело место вымогательство).
Следует сразу отметить следующее. Данное административное правонарушение органически связано с преступлением (дача взятки, коммерческий подкуп), за совершение которого к уголовной ответственности привлекается конкретное физическое лицо (или лица). Срок давности привлечения к ответственности за совершение данного административного правонарушения максимальный из предусмотренных КоАПом и составляет шесть лет. Что вполне объяснимо, так как обстоятельства его совершения (размер вознаграждения, место, время и т.п.) могут быть установлены только по результатам расследования и (как правило) судебного рассмотрения уголовного дела.
Также следует иметь в виду, что минимальная мера наказания за данное правонарушение составляет один миллион рублей, а максимальный размер ограничен лишь суммой взятки (наказание устанавливается в кратном размере от данной суммы), при том, что, например, минимальная сумма штрафа по части третьей статьи 19.28 составляет сто миллионов рублей. То есть тот руководитель фирмы, который по тем или иным причинам решается встать на этот сомнительный путь, должен отдавать себе отчет, что помимо личных рисков наличествуют серьезные корпоративные риски, ставящие под угрозу не только благополучие, но само существование бизнеса.
Как следует из Обзора, общее количество рассматриваемых по данной статье дел относительно невелико и составляет несколько сот в год, причем в 2019 году произошло резкое уменьшение числа рассмотренных по данной статье дел.
Тем не менее, актуальность данной темы объясняется очень серьезными последствиями, которые может повлечь для организации привлечение к ответственности по данной статье.
Как указывается в Обзоре, к ответственности по статье 19.28 КоАП РФ организация может быть привлечена только в том случае, если действия по незаконной передаче, предложению или обещанию денег, ценных бумаг, оказанию услуг имущественного характера были совершены от имени или в интересах данного юридического лица. Так в Обзоре приводится следующий пример. Водитель С. был остановлен инспектором ДПС в связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного частью 1
статьи 12.21.1 КоАП РФ, выразившегося в движении тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой массы без специального разрешения. Данное нарушение влечет за собой, в том числе, и административную ответственность для организации (штраф в сумме от ста до ста пятидесяти тысяч рублей). Боясь, что он будет уволен в связи с привлечением организации к административной ответственности С. предложил инспектору взятку, за что С. и был привлечен к уголовной ответственности.
Мировой судья, рассматривавший дело в отношении организации, прекратил производство в связи с отсутствием состава правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ, поскольку было установлено, что С. не имел права действовать в интересах юридического лица (не имел доверенности или иным образом оформленных полномочий), взятку предлагал от себя лично, боясь, что его уволят с работы, а о попытке передать взятку руководство организации узнало уже после того, как было возбуждено дело и применены меры обеспечения производства по делу в виде помещения транспортного средства на специализированную стоянку.
В Обзоре рассматриваются также и иные аспекты применения статьи 19.28 КоАП.
Дополнительную информацию по данному вопросу можно получить непосредственно у наших специалистов по следующим телефонам:
+7(985)765-11-32 (Александр);
+7(916)381-48-71 (Николай);
+7(916)798-09-31 (Илья)
Консультация по телефону бесплатная.