Правительство РФ предоставило авиаперевозчикам право осуществлять возврат денежных средств, уплаченных пассажиром за несостоявшийся перелет, по истечении трех лет с даты несостоявшейся перевозки. Также Правительство предоставило пассажирам право использовать уплаченные за несостоявшийся полет денежные средства для оплаты другого перелета в случае в случае, если пассажир примет решение воспользоваться услугами той же авиакомпании.
В связи с ограничениями и запретами, введенными на территории РФ ввиду распространения пандемии новой коронавирусной инфекции объемы воздушных перевозок катастрофически уменьшились, что поставило авиакомпании в трудное финансовое положение. В числе мер поддержки авиационной отрасли – установление особых правил возврата денежных средств, уплаченных воздушным перевозчикам за перевозки, которые планировались в соответствующий период.
В июне 2020 года Воздушный кодекс РФ был дополнен статьей 107.2 (вступила в силу 08 июня 2020 года – Федеральный закон № 166-ФЗ от 08.06.2020), которая наделила Правительство РФ правом устанавливать особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе – предоставлять перевозчикам право в одностороннем порядке изменять условия такого договора или отказаться от его исполнения при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ или на части территории Российской Федерации. Этой же статьей пассажиру также предоставляется право отказаться в одностороннем порядке от воздушной перевозки в указанных случаях (возникновение или угроза возникновения чрезвычайной ситуации, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации). Порядок, сроки и условия возврата провозной платы и в том, и в другом случае должно устанавливать Правительство РФ.
6 июля 2020 года своим Постановлением № 991 Правительство РФ утвердило «Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира ….».
Данное Положение применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 года по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, а также – ко всем внутренним перевозкам и иным международным перевозкам, которые должны были выполняться с 18 марта 2020 года. При этом договоры на перевозку должны быть заключены до 1 мая 2020 года.
Положение распространяется только на регулярные рейсы и не подлежит применению к чартерным перевозкам.
Установленный Положением порядок распространяется на все перевозки, независимо от того, был ли рейс отменен авиакомпанией или пассажир сам отказался от полета в одностороннем порядке.
В случае, если перевозка не состоялась, авиакомпания обязана возвратить пассажиру (конкретно – лицу, которое оплатило перевозку) провозную плату в полном объеме. Однако сделать это авиакомпания должна по истечении трех лет, начиная с даты несостоявшейся перевозки (исключение сделано для многодетных семей, инвалидов и некоторых других категорий пассажиров). В этом случае на уплаченную перевозчику сумму подлежат начислению проценты в размере ключевой ставки Банка РФ, действующей в соответствующие периоды. Сумма процентов определяется на дату возврата денежных средств.
Вместе с тем, если пассажир решит воспользоваться услугами того же авиаперевозчика, он будет вправе использовать перечисленную перевозчику сумму для оплаты своей новой поездки. Таким правом пассажир может воспользоваться в течение трех лет с указанной в неиспользованном билете даты отправления (в течение этого срока пассажир вправе направить соответствующую заявку). Пассажир вправе выбрать любой рейс и любую дату перелета. Единственное условие – наличие свободных мест. Если стоимость поездки ниже суммы ранее уплаченных денежных средств, то остатком пассажир сможет воспользоваться позднее – либо дождаться их возврата. Если стоимость – выше, то недостающую часть стоимости билета пассажир должен доплатить. При этом в случае, если пассажир решить оплатить новую поездку ранее перечисленными денежными суммами, проценты на соответствующую сумму не начисляются.
Для принятия в счет оплаты ранее перечисленных денежных средств пассажир направляет авиаперевозчику уведомление (три основные формы – на сайт перевозчика, почтой или при личном обращении в пункты, предусмотренные правилами перевозчика). По истечении 20 календарных дней с даты получения уведомления перевозчик обязан обеспечить прием ранее перечисленных денежных средств в счет оплаты новой поездки. При этом перевозчик может отказать в приеме денежных средств, если договор перевозки, которая не состоялась, не соответствует критериям, установленным Положением.
Одно из очевидных недостатков данного положения – отсутствие прямого указания на то, как именно пассажир может воспользоваться своим правом в случае, если билет приобретался не напрямую в авиакомпании, а, например, у агента.
Дополнительную информацию по данному можно получить непосредственно у наших специалистов по следующим телефонам:
+7(985)765-11-32 (Александр);
+7(916)381-48-71 (Николай);
+7(916)798-09-31 (Илья)
Консультация по телефону бесплатная.