Проверка финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации нередко является объектом внутренних и внешних контрольных мероприятий. Цель проведения такой проверки - определение законности, эффективности, результативности, продуктивности и целевого использования средств бюджета, предназначенных для функционирования учреждений, выполнения муниципального задания бюджетными и автономными учреждениями. Исходя из этого, аудит бюджетных учреждений сегодня - действенный способ финансового контроля собственником имущества такого учреждения.
Закон «Об аудиторской деятельности» от 30.08.2008 г. № 307-ФЗ не обязывает бюджетные организации проводит аудиторские проверки. С позиций Закона о бухгалтерском учете и Инструкции по составлению бюджетной отчетности, бюджетному учреждению нет необходимости представлять в составе бухгалтерской отчетности аудиторское заключение. Дело в том, что состав бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений определяет Минфин России и Казначейство. При этом никаких исключений в отношении бюджетных учреждений, которые ведут предпринимательскую деятельность, не установлено.
Собственники бюджетных учреждений лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.
Первое, что делает аудитор при проведении контрольных мероприятий, знакомится с деятельностью проверяемого учреждения. Аудитор проверяет следующие документы: наличие утвержденных смет расходов учреждения в разрезе бюджетов, его устав, свидетельство о государственной регистрации в органах статистики, налоговой инспекции, внебюджетных фондах, договоры банковских счетов, приказы, распоряжения, внутренние положения и др.
Результаты аудита подкреплены нормативно-правовыми документами. Аудитор должен дать полный и обоснованный отчет руководству с описанием конкретных ошибок, сделать ссылку на нормативный акт из правового обеспечения бюджетного процесса, дать предложения по исправлению выявленных недостатков и рекомендовать методику учета.
Собственник бюджетных учреждений может изъявить желание и принять решение о проведении аудиторской проверки.
«.. .Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.» (ст. 26 федерального закона от 14.11.02№ 161-ФЗ). Конечно, собственник бюджетного учреждения может сам установить критерии, при достижении которых бюджетное учреждение обязано провести аудиторскую проверку. А может воспользоваться действующими нормативными документами, в которых перечислено несколько случаев, когда юридическое лицо может попасть под обязательный аудит. Учреждениям наиболее близок случай, когда организация обязана проводить независимую проверку отчетности по финансовым показателям своей деятельности. Таких показателей два: выручка и стоимость активов.
Рассмотрим, может ли бюджетное учреждение попасть под обязательный аудит по названным показателям.
Выручка от оказания услуг.
Данный показатель в целях применения Закона об аудиторской деятельности определяется по поступлениям от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг). Если за предшествовавший отчетному год этот показатель превышает 400 млн. руб., то юридическое лицо подлежит обязательному аудиту. Для бюджетного учреждения выручкой признаются поступления от приносящей доход деятельности (например, от оказания платных услуг). Целевые бюджетные зачисления от распорядителей бюджетных средств, которые составляют основную часть поступлений бюджетного учреждения, не являются выручкой от оказания услуг. Поэтому, среднестатистическое бюджетное учреждение на такой размер выручки от приносящей доход деятельности и не рассчитывает, и ему следует уделить внимание другому финансовому показателю, играющему роль в проведении обязательного аудита.
Актив баланса.
Данный показатель определяется по сумме активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествующего отчетному. При превышении стоимости активов 60 млн руб. юридическому лицу вместе с отчетностью следует представить аудиторское заключение. Но нужно ли это делать бюджетному учреждению, которому имущество согласно ст. 296 ГК РФ передается органами власти на праве оперативного управления?
Имущество, полученное в оперативное управление, учитывается на балансе учреждения, поэтому его стоимость включается в оценку активов баланса. Бюджетное учреждение в комплекте отчетности представляет баланс бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета. В нем есть нефинансовые и финансовые активы, сумма которых составляет общий размер активов бухгалтерского баланса бюджетного учреждения. При этом активы должны быть разделены между бюджетной и приносящей доход деятельностью. Нужно ли делить активы для целей применения Закона об аудиторской деятельности?
Да нужно. По таким же правилам определяется предыдущий критерий - выручка от оказания услуг, которая также принимается к расчету в части деятельности, приносящей учреждению доход. Поэтому логично, что оба финансовых показателя (как выручку, так и сумму активов баланса) учреждение должно определять по одним и тем же операциям, относящимся к приносящей доход деятельности. У бюджетного учреждения сумма активов, относящаяся к приносящей доход деятельности, как правило, меньше суммы активов, источником поступления которых является бюджетная деятельность. Предельная сумма активов должна составлять не более 60 млн. руб.
В качестве подтверждения, проведения обязательного аудита для бюджетных организаций отвечающих вышеперечисленным требованиям, можно привести Определение ВАС РФ от 09.04.2007 N 3353/07, в котором коллегия согласилась с выводами арбитражного суда и отказала в передаче дела для пересмотра в порядке надзора в Президиум ВАС. В Постановлении ФАС УО от 26.12.2006 N Ф09-11483/06-С7 суд согласился с налоговиками, которые по результатам проверки бухгалтерской отчетности привлекли учреждение к налоговой ответственности. Основание - непредставление аудиторского заключения в установленный законодательством срок. Сумма активов баланса учреждения на конец отчетного года превысила пороговое значение, поэтому оно подлежало обязательной аудиторской проверке и, соответственно, обязано было представлять аудиторское заключение. Но учреждение этого не сделало, за что было оштрафовано.
Получается, что формально бюджетное учреждение может попасть под обязательный аудит по показателям приносящей доход деятельности (хотя шансов немного), но контролировать, данное обстоятельство, некому. Налоговики могут это проверить только в отношении коммерческих (некоммерческих) организаций и негосударственных учреждений, а вышестоящие государственные органы, которым бюджетные учреждения представляют отчетность, не требуют от последних аудиторского заключения, потому что они наделены полномочиями проверять бюджетную отчетность на правильность и достоверность. Поэтому бюджетные учреждения часто не видят необходимости тратиться на привлечение аудиторов, тем более что это приходится делать за счет средств от приносящей доход деятельности.
Но аудит может рассматриваться как форма государственного финансового контроля, проводимого в отношении достоверности финансовой отчетности получателей бюджетных средств (ведомств и учреждений) и собственник может принять решение о проведении инициативного аудита.
Сегодня распространены консультирование по вопросу применения не только налогового, но и бюджетного законодательства, обучение работников бюджетной сферы и оказание других сопутствующих аудиту услуг. В таком случае при выборе аудиторов учреждению следует иметь в виду, что главное в аудите - независимость проверяемых и проверяющих лиц. Поэтому для инициативного аудита компании отбираются только независимые аудиторы, иначе результаты проверки могут быть поставлены под сомнение. Наряду с этим выбор аудитора определяется его профессионализмом, комплексом и стоимостью оказываемых им услуг. К оценке качества услуг аудиторской фирмы существуют различные подходы. Самый простой - выбрать аудиторов по рекомендации. Можно поинтересоваться деловой репутацией аудиторской фирмы, стажем ее работы на рынке аудиторских услуг, количеством аттестованных аудиторов. Если этого мало, можно заключить договор на консультационное обслуживание, по результатам выполнения которого пригласить аудиторов на проверку. Пригласите нас, и вы не пожалеете. вы останетесь с нами на долгие годы. Наша организация ООО аудиторская фирма «Юринформ-аудит» имеет большой опыт проверки бюджетных учреждений и знает требования Министерств и ведомств к учреждениям при формировании их отчетности.
Подведем небольшой итог
В бюджетных организациях аудитор в большей степени выполняет функцию информатора для собственников, руководителей и органов государственного контроля, а также призван помогать принимать оптимальные управленческие решения.
При определенных обстоятельствах, рассмотренных выше, бюджетное учреждение (организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов), может являться объектом обязательного аудита.
Наша организация ООО аудиторская фирма «Юринформ-аудит» проведет аудиторскую проверку любого бюджетного (казенного) учреждения и поможет сформировать отчетность в соответствии с требованиями Министерств и ведомств, в подчинении которых они находятся. В нашей команде состоят аттестованные аудиторы, налоговые консультанты и юристы с практическим опытом работы в различных отраслях более 10 лет. Квалификация подтверждается действующими аттестатами и сертификатами. Сотрудники регулярно проходят курсы повышения квалификации, участвуют в тематических семинарах.
Качество услуг для бюджетных организаций является приоритетной задачей нашей компании, что подтверждено Европейскими стандартами качества (ISO 9001-2011).
Важным и самым трудным аспектом аудиторской проверки учета бюджетных организаций будет контроль за составлением и ведением бюджетной сметы
В процессе аудита учета бюджетных организаций казенного учреждения необходимо проверить выполнение основных показателей его деятельности - общий объем работы (оказанных услуг) с выделением специфических показателей, отражающих функционально-отраслевую направленность казенного учреждения: койко-дни (в больницах), дето-дни (в детских дошкольных учреждениях), количество врачебных посещений (в лечебных учреждениях амбулаторного типа), число учащихся (в школах, гимназиях) и др. Именно от них зависит размер бюджетного финансирования, поскольку выделение средств из бюджета производится по мере выполнения учреждениями плана производственных показателей с учетом использования ранее отпущенных средств.
На основании отчета аудитор делает соответствующие выводы, понимая особенности аудита в бюджетных учреждениях, представляя доказательства и расчеты.
СПИШИТЕ ЗАКАЗАТЬ АУДИТ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ!