Компании манипулируют уточненками по НДС, чтобы заявить незаконные вычеты. В этом
уверены налоговики. Инспекторов учат находить в этой схеме компанию, которая получила
необоснованную налоговую выгоду. Ревизоры уже успешно доказывают уклонение
и выигрывают дела после проверок.
В схеме покупатель заявляет вычет НДС по фиктивным операциям и направляет деньги
по цепочке поставщиков. Один из них не платит налог. Сохранить вычеты помогают уточненки.
Участники трехзвенной цепочки:
Компания-покупатель. Приобретает товар или услуги у транзитной компании. Инспекторы
считают, что покупатель получает необоснованную налоговую выгоду.
Транзитная компания. Отчитывается, платит налоги. Ее цель — изобразить добросовестного
поставщика и отправить деньги по цепочке.
Однодневка. По бумагам продает товар или услуги транзитной компании. Не ведет реальной
деятельности. Цель — получить деньги на счет и вывести из оборота.
«Трехзвенная цепочка» — условное название. Есть цепочки из четырех, пяти и еще большего
количества сделок. Покупатель заявляет вычеты по сделке с транзитной компанией. Она
показывает реализацию, платит НДС. Счета-фактуры на камералке сходятся, налогового
разрыва не возникает. Транзитная компания приобретает товар у однодневки. Однодневка эту
сделку не отражает: не сдает декларацию либо отправляет нулевку. Возникает налоговый
разрыв. Транзитной компании и однодневке приходят автоматические требования
по расхождениям. Затем однодневка сдает уточненку вместо нулевки или первичную
декларацию и показывает сделку. Таким образом, однодневка убирает разрыв. Но образуется
новый. Теперь не сходятся декларации у однодневки и ее поставщика, тоже фиктивного.
Налоговики видят умысел. Однодневка специально сначала не показывает сделку. Но к концу
камералки однодневка успевает отчитаться. Инспекторы уже не успевают собрать новые
доказательства и вынуждены подтвердить вычет.
Как проходит камералка и что будут доказывать налоговики
Всем техническим компаниям, у которых не сошлись декларации, автоматически поступят
требования. Но УФНС требует, чтобы инспекторы искали налоговую выгоду у покупателя,
у которого разрывов с прямым поставщиком нет. По каждому случаю, когда однодневка во время
камералки устраняет разрыв, от налоговиков требуют результат. Это либо акт
с доначислениями, либо уточненка, в которой покупатель сам убирает вычет. Налоговики
должны доказать, что операции нереальны. Для этого у всех звеньев цепочки инспекция
запросит первичку и пояснения. Допросит сотрудников о том, как проходила сделка, сопоставит
данные всех участников. Если свидетели не подтвердят сделку, а в документах будут
расхождения, налоговики снимут вычет НДС. Инспекторам удается выиграть в спорах
по проверкам, но не всегда.
Примеры из практики
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.16 № А56-
44928/2016
Контрагент с признаками однодневки не отчитался по НДС. Инспекторы сняли вычеты
у покупателя. Как только вручили ему акт, однодневка сдала декларацию и показала сделки,
хотя налог не заплатила. Суд признал, что однодневка формально устранила разрыв
по декларациям, а самих операций не было.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.12.16 № Ф06-15448/2016
Подозрительный контрагент тоже сначала не отразил операцию. Затем до окончания проверки
покупателя он подал уточненку. Инспекция заявила, что это была формальность. Но суд решил,
что уточненку нельзя назвать формальностью, это официальный документ с правовыми
последствиями. Компания доказала свое право на вычеты. Если на камералке удалось отстоять
вычет, есть риск, что налоговики назначат выездную проверку. Поэтому стоит принять меры,
чтобы защитить сделки.
Как защититься: 10 проверенных способов
Компания не обязана отвечать за поставщиков, тем более второго-третьего звена (определение
ВС РФ от 29.11.16 № 305-КГ16-10399, постановление Арбитражного суда Северо-Западного
округа от 16.08.16 № Ф07-5230/2016). Но, чтобы не доводить дело до спора, старайтесь
выяснить, с кем работают ваши основные контрагенты. Запросите у них информацию, проверьте
эти компании по nalog.ru. Организации в договорах обязывают контрагентов раскрывать
информацию о поставщиках. Можно включить в договор условие о том, что контрагент
возмещает убытки от налоговой проверки, если привлечет плохих поставщиков. Еще одна
стратегия защиты — максимально подтвердить свою осмотрительность при выборе
непосредственного поставщика. Тогда, даже если налоговики будут уверены в схеме, они начнут
искать выгодоприобретателя в другом месте цепочки. Всех контрагентов проконтролировать
вряд ли получится. Постарайтесь защитить вычеты по самым крупным контрагентам, на которых
приходится от 10 процентов всех вычетов.
Вместе с налоговиками и юристами мы подготовили 10 основных способов защитить
вычеты.
Проверяйте первичку. Необходимо заполнять все поля. Сотрудники, которые упоминаются
в первичке, должны быть вам известны. Налоговики говорят, что в актах проверок в первую
очередь ссылаются на дефекты первичных документов.
Подтвердите, что поставщик способен исполнить сделку. Пусть он представит данные
о штате, основных средствах и др.
Пробейте контрагента по всем сервисам nalog.ru. Убедитесь, что у него не массовые
адрес, директор, нет долгов и др. Результаты поиска распечатайте или сохраните скриншоты.
Сохраняйте деловую переписку. Налоговики теперь требуют ее на проверках.
Фиксируйте совместную работу. Фотографируйте склады поставщика, строительные
площадки и др.
Подтвердите репутацию контрагента. Сделайте скриншоты его сайта, храните рекламу.
Ее надо получить до сделки. Рекламные буклеты, которые напечатаны после заключения
договора, не подтверждают осмотрительность (постановление Девятого арбитражного
апелляционного суда от 02.06.16 № 09АП-14854/2016).
Проверьте финансы контрагента. Возьмите у него налоговые декларации и бухгалтерскую
отчетность за периоды до сделки.
Подтвердите встречи сотрудников ваших компаний. Ведите протоколы переговоров,
сохраняйте пропуска в чужой офис.
Объясните выбор поставщика. Проводите внутренние тендеры. Собирайте пояснения
отдела закупок, служебные записки между сотрудниками.
Запросите о контрагенте его банк. Пусть банк подтвердит, что контрагент не замечен
в сомнительных сделках. Банки дают такие справки.