Изменения в документах юридических лиц
Стоимость услуг по регистрации юридических лиц
Учредительные документы юридического лица не соответствуют закону в том случае, когда в них отсутствуют необходимые условия, которые должны содержаться в учредительных документах.
В ст. 52 ГК РФ указывается, что в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Они могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.
В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.
Федеральные законы, регулирующие правовое положение юридических лиц определенного вида, также содержат нормы о содержании учредительных документов. Например, Федеральный закон "О некоммерческих организациях" в ст. 14 обязывает определять в учредительных документах некоммерческих организаций наименование организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место ее нахождения, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ее ликвидации и иные положения, предусмотренные Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и иными федеральными законами.
В учредительном договоре учредители обязуются создать некоммерческую организацию, определяют порядок совместной деятельности по созданию некоммерческой организации, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок выхода учредителей (участников) из ее состава.
Устав фонда также должен содержать наименование фонда, включающее слово "фонд", сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, и о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте его нахождения, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.
Учредительные документы ассоциации (союза), некоммерческого партнерства также должны содержать условия о составе и компетенции их органов управления, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза), некоммерческого партнерства.
Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные, не противоречащие законодательству положения.
Закон о регистрации предусматривает: отказ в государственной регистрации возможен только в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации, предусмотрен в статьях, посвященных государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации , государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица и государственной регистрации юридического лица при его ликвидации.
При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица;
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное, равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица-учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
Закон о регистрации устанавливает определенные требования к заявлению.
Заявление должно соответствовать определенной форме, которая утверждена Правительством РФ. Предъявляются требования и к содержанию. Заявитель должен подтвердить в заявлении соблюдение законодательства, достоверность представляемых сведений, согласованность создания юридического лица с соответствующими государственными и (или) муниципальными органами в установленных законом случаях.
Заявление должно быть подписано уполномоченным лицом (заявителем) с указанием своих паспортных данных или данных иного удостоверяющего личность документа и идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) (при его наличии). Подпись заявителя на заявлении должна быть нотариально удостоверена.
Государственную регистрацию юридического лица не следует расценивать как регистрацию учредительных документов, однако для третьих лиц учредительные документы будут иметь правовое значение только после государственной регистрации юридического лица. В настоящее время, действие учредительных документов для учредителей начинается с момента их утверждения или заключения (например, формирование уставного капитала хозяйственного общества начинается с момента принятия решения о создании юридического лица и заключения учредительного договора, но до государственной регистрации. Формирование органов управления происходит перед государственной регистрацией в соответствие с утвержденным учредителями уставом).