Примечание: разъяснения подготовлены по состоянию на 05 мая 2020 года
Вводя ограничительные меры, вызванные распространением эпидемии коронавирусной инфекции, государство в то же время принимает определенные шаги, направленные на сглаживание вызванных этими мерами негативных экономических последствий. В том числе, приняты определенные меры по некоторой либерализации мер налогового контроля. В частности, это относится к приостановлению операций по счетам налогоплательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс РФ (пункты 3-5 статьи 4 НК) Правительству Российской Федерации, региональным властям (соответствующим органам субъектов Федерации) представлено право (в ограниченных пределах) издавать нормативные правовые акты, изменяющие законодательство о налогах и сборах, применительно к налоговым правоотношениям, складывающимся в период с 1 января по 31 декабря 2020 года. Так, Правительство Российской Федерации вправе в 2020 году издавать нормативные правовые акты, которые, в частности:
- приостанавливают, отменяют или переносят на более поздний срок мероприятия налогового контроля, приостанавливают течение сроков назначения (проведения) проверок;
- продлевают установленные Кодексом сроки уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), включая предусмотренные специальными налоговыми режимами. Примечание: такие же полномочия предоставлены Правительству в отношении сборов и страховых взносов;
- продлевают сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и иных документов (сведений);
- продлевают сроки направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а также сроков принятия решений о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов процентов;
- устанавливают основания и условия неприменения или особенности применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов;
- устанавливают основания и условия неприменения ответственности за непредставление (несвоевременное представление) в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и иных документов (сведений).
Также Правительство РФ наделено некоторыми иными полномочиями в сфере регулирования налоговых правоотношений.
Дополнительные полномочия в сфере регулирования налоговых правоотношений были предоставлены Правительству Федеральным законом № 102-ФЗ от 01 апреля 2020 года, а уже 2 апреля 2020 года Правительство РФ приняло Постановление № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», которое целиком и полностью посвящено регулированию налоговых правоотношений в условиях введенных ограничительных мер. Этим Постановлением, в том числе, до 31 мая 2020 года введен мораторий на применение обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам (статья 76 НК РФ). Так, согласно пункту 4 Постановления № 409 до 31 мая 2020 года включительно налоговые органы не вправе выносить решения о приостановлении операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 3.2 статьи 76 Налогового кодека РФ.
В соответствии со статьей 76 Налогового кодекса РФ в качестве меры обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам в банках и переводы денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей. Приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется в следующих случаях:
- для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и (или) штрафа (пункт 1 статьи 76 НК РФ);
- в случае непредставления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации (подпункт 1 пункта 3 статьи 76 НК РФ). Примечание: такое решение налоговый орган вправе принять в течение трех лет со дня истечения срока, установленного данным подпунктом.
- в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией установленной пунктом 5.1 статьи 23 Налогового кодекса обязанности по обеспечению получения от налогового органа документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (подпункт 1.3 пункта 3 статьи 76 НК РФ);
- в случае неисполнения налогоплательщиком - организацией установленной Кодексом обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, пояснений и т.п., а также – уведомления о получении требования о вызове в налоговый орган – в данном случае операции по счетам могут быть приостановлены в течение десяти (рабочих) дней со дня истечения установленного Налоговым кодексом шестидневного срока для направления такой квитанции – данный срок исчисляется с даты направления налоговым органом налогоплательщику соответствующего уведомления (подпункт 2 пункта 3 статьи 76 НК РФ);
- в случае непредставления налогоплательщиком – организацией и индивидуальным предпринимателем, являющимися налоговыми агентами (плательщиками страховых взносов) расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (расчета по страховым взносам) – такое решение налоговый орган вправе принять в течение 10 дней по истечении установленного срока представления соответствующего расчета (пункт 3.2 статьи 76 НК РФ).
Таким образом, на сегодняшний день Постановление Правительства № 409 сохраняет за налоговыми органами право приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков – предпринимателей и юридических лиц в случае, если налогоплательщик имеет недоимку по любому из налогов (страховых взносов) и/или задолженность по уплате пеней и/или штрафов.
Учитывая отсутствие каких-либо уточнений и разъяснений, в указанном случае операции по счетам приостанавливаются в обычном порядке.
Однако имеются основания полагать, что и применительно к случаям взыскания подтвержденной в установленном порядке недоимки такая мера как приостановление операций по счетам применяться не будет. Данное предположение основывается на Информации, размещенной на официальном сайте ФНС РФ в конце апреля 2020 года, а также на Письме ФНС РФ от 3 апреля 2020 года N ЕД-20-8/37@. Согласно письму и размещенной на сайте Информации Федеральная налоговая служба приостановила принудительное взыскание задолженности и применение соответствующих обеспечительных мер, установленных НК РФ, до 31 мая 2020 года включительно. Учитывая, что приостановление операций по счетам является одной из обеспечительных мер, скорее всего, операции по счетам соответствующих категорий налогоплательщиков приостанавливаться не будут даже для обеспечения исполнения требований об уплате налогов, иных обязательных платежей, пеней и штрафов. Данные меры поддержки согласно Информации применяются в отношении организаций и предпринимателей, включенных в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также – любых
хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сферах, наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции.
И хотя Письмо и Информация, размещенная на официальном сайте ФНС, нормативными правовыми актами являются, можно предположить, что налоговики выполнят свое обещание не применять обеспечительных мер при взыскании недоимок, пеней и штрафов.
Более подробную информацию по данному вопросу можно получить от наших специалистов по телефонам:
+7-985-765-11-32 (Александр);
+7-916-381-48-71 (Николай).
Консультация по телефону бесплатная.